Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

История

Летопись села Молодовск

 

Оглавление

 1. Историческая справка о истории села.

2. Период коллективизации в селах..

3. История исчезнувшего села Ургуна.

4. Воспоминания старожилов.

5. Участники ВОВ.

6. Почетные жители.

Существует две версии возникновения села. Первая версия заключается в следующем.

1.Село Молодовск основал «московского списку дворянин Семен Гаврилов сын молодой» до 1719г. (Т.В.Федотова «Словарь топонимов Забайкалья»)

2.По второй версии, село Молодовск имело другое название – «Лоншаково». Название происходит от фамилии основателя села Лоншакова, выходца из Албазина. Село основано в конце 17 века, после заключения в 1689г. Нерчинского договора с Китаем.Молодовск расположен к реке Шилка, в 12 км от ст. Сретенск. До революции село входило в состав Ломовской казачьей станицы, а в 1923г. к Сретенской волости.

В 18в. возле села Лоншаковым были открыты месторождения серейно -свинцовых руд. В 18в. жители села были приписаны к Нерчинским заводам, а в 1851г. перечислены в пешую часть Забайкальского казачьего войска. По данным 1902г. в селе было 112 домов, в которых жило 764 человека. Школы не было.

Во время Гражданской войны на территории села велись боевые действия. Спустя много лет, жители села на своих приусадебных участках находят оружие того времени.

В 1920г. начались бои партизанских сил с белогвардейскими отрядами за Сретенск. Для руководства боями прибыли командующий П.Н.Журавлев. Был тяжело ранен около села Молодовск, увезен в Боты, где и умер. На месте его ранения был установлен памятник. В настоящее время за памятником ухаживают учащиеся Молодовской школы.

По переписи 1923г. в Молодовске // учитывая вместе с выселком Ургуна /, в переводе с эвенкийского языка «Ургун»- широкий//, было 202 жилых дома, с населением 1227 человек, ( 614 мужчин, 613 женщин). Всего грамотных было311 человек / 256 мужчин и 55 женщин/. В селе было 19 батраков. Один житель села работал на золотом прииске. Жители имели лошадей – 859, крупно - рогатого скота – 808, овец – 518, коз – 197, свиней – 268. Всего – 2650 голов. Засевали различные виды сельскохозяйственных культур: гречихи – 30 десятин, конопли -2д., трав – 4д., ржи – 254д., пшеницы – 346д., овса – 59, сенокосов – 567д., из них 16д. на правах аренды. Инвентаря было: сох - 9, плугов – 17, борон - 283, сеялок – 3, жнеек- 30.

Что можно вспомнить через столь длительный промежуток времени после того, как началась сплошная коллективизация по всей стране? А вспомнить есть что. Вспоминают супруги Чернецкие – Константин Евгеньевич, Екатерина Селиверстовна, оба с 1911г. - Раскулачивание коснулась и нашего села, кулаков было мало, вспоминает Константин Евгеньевич. Хорошо помню фамилии этих людей

ИГНАТОВ ФИЛИПП НИКОЛАЕВИЧ – хозяйство было большое, разный крупный и мелкий скот, своя земля, хороший дом, его раскулачили и сослали.

СУДАКОВ ИВАН АНДРОНОВИЧ – хозяйство имел большое, а батраков не было, со всем управлялись семьей, раскулачили, но оставили в селе.

ТОНКИХ ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, ИГНАТОВ МИХАЙЛ ИОНОВИЧ – имели большие хозяйства и батраков, были раскулачены.

ТОНКИХ ПРОКОПИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – хозяйство у него было большое, как и все был раскулачен, но оставлен в селе.

покончили с кулаками в сельской местности, все стали равны.

Через 60 с лишним лет нас настраивают на то, что коллективизация – это перегиб в политике Сталина. Анализ исторических дней показывает, что это был крупнейший перегиб. Что же представлял кулак в нашей местности?

Семья кулака имела добротно-отстроенный дом, голов 10 крупнорогатого скота, мелкий скот, свиньи, земля. И еще семья кулака умела в высшей степени работать на себя, производить для себя блага, с которыми можно было жить и не думать о завтрашнем дне. Этого работягу лишали всего нажитого, ссылали, часто с отрывом от семьи.

Трудно представить, что в таких условиях люди не могли не озлобиться, не пустить «красного петуха», а еще страшнее пулю. Думая, что в тонкостях этого периода историки разберутся, а мы расскажем со слов свидетелей того периода, как проходило коллективизация в селах Молодовск, Ургуна, Фарково.

--Читать дальше--

 

Летопись села Ломы

 

Географическое положение. Основание села.

 

Село Ломы расположено на левом берегу реки Шилка в 30 км к северо-востоку от города Сретенска и в 370 км от города Читы.

Название села произошло от эвенкийского слова «лом» - мох хорошего качества: очевидно, когда-то здесь было кочевье или улус эвенков, а в окрестностях села есть места, где мох толщиной почти по колено. По селу протекают две речки – Боктусиха и Ключовка.

С западной стороны села возвышается отвесная скала – Ломовской Бычок, про который в энциклопедии Брокгауза и Ефрона говорится: «Ломовский Бычок - скалистый утес в правом берегу реки Шилки Забайкальской обл. Опасен в бурное время для судов и плотов».

Село основано в XVIII веке крестьянами, приписанными к Нерчинским заводам, одним из первых после Сретенского острога.

В 1851 году после утверждения положения «О Забайкальском казачьем войске» село Ломы становится центром Ломовской станицы, и здесь разместился штаб 12-ого казачьего батальона. Казаки жили дома, занимаясь хозяйством, но в случае надобности могли быть призваны на службу.

Ежегодно после уборки урожая проводились осенние сборы, когда казаки учились владеть оружием.

Летом 1891 года в уездном городе Сретенске побывал будущий император Николай II. 13 июня пароход, на котором путешествовал цесаревич, тронулся от станицы Ломовской вверх по реке Шилке. В Сретенске после торжественной встречи наследника престола было устроено состязание по стрельбе. В числе первых трёх победителей, получивших в качестве награды серебряные часы, были Ломовской станицы казак Тимофей Литвинцев и старший урядник Никон Пестерев. (Чащин А. Сретенск. Страницы истории. – Чита: Экспресс-издательство, 2009, стр. 20)

В 1904 году ломовской казак Мамонтов Сергей Николаевич стал Георгиевским кавалером:

Наш дед, атаман поселковый,
Казак был очень толковый,
Георгиевский кавалер первый.

А было это в Китае.
Скакал он с пакетом однажды
И видит: наши артиллеристы
Отбиваются от японцев отважно.

Но оружейной пальбы не слышно,
И гром орудийный не слышен.
Бьются солдаты штыком и прикладом -
Знать, огнезапас вышел.

Развернул казак Гнедого - и "С богом...",-
Выхватив шашку, поскакал к бастиону.
Он рубил японцев шашкой
И топтал их конем с разгона.

Так, дважды проскакав вокруг заставы,
Он перелетел через бруствер.
А там в бинтах кровавых
Лежал командир артиллеристов русских.

Взяв на руки офицера быстро,
Казак положил его перед собою
И, вылетев обратно как выстрел,
Помчался в лазарет за горою.

И сразу же в бой поскакали сотни,
И засверкали клинки в небе синем.
Казачьи потомки, всегда будем помнить
О славных сынах России.

 

(Г.Мамонтов)



По данным на 1902 год в селе было 93 жилых дома, в которых жили 634 человека казачьего сословия. В селе было двухклассное министерское училище, станичное правление и станичный цейхгауз, церковь Иоанна Предтечи.

Через село проходил тракт: летом – по берегу Шилки, зимой – по ледовой дороге. Село лежало на Екатерининском тракте, на пути к известной на всю страну Карийской каторге. В верхней части села, там, где река делает крутой изгиб вправо, огибая Ломовской бычок, дорога проходила по высеченной в скале тропе шириной с конскую телегу. Политзаключённые, нарушители законов, «бунтовщики и мятежники», закованные в кандалы, конвоируемые солдатами, останавливались на ночлег в заезжем доме богача Морозова, который давал коней почтовой службе, держал кабак, по договорённости с властями принимал на отдых заключённых. Местным жителям разрешалось в день прихода этапа приносить продукты для арестантов. Заранее узнав, что скоро они прибудут в село, женщины специально пекли хлеб, шаньги, готовили творог, сметану, масло.

II. Культура и быт казачества



В Забайкалье жили большими семьями. Часто такие семьи ставили пятистенные дома. Около избы любили сажать черёмухи. Во дворе дома было много хозяйственных построек: амбар для зерна (иногда двухэтажный: внизу хранили инвентарь, вверху – зерно); зимовьё, где зимой держали ягнят, куриц, телят; стая для коров, коз; баня, топившаяся по-чёрному; двор для лошадей, сенник, погреб. Свиней держали в землянке. Телят летом пасли на огороженном пастбище-телятнике.

В избе на окнах зеленели комнатные цветы: герань, ночная красавица, вьюнчики. Кровати застилали летом шерстяными покрывалами, сотканными на кроснах. Зимой укрывались овчинными одеялами. Те, кто жил бедно, спали на полу на потниках, которые делали из некачественной шерсти: раскладывали шерсть на полу, поливали её водой, накручивали на палку и раскатывали по полу.

Из семян жабрея варили олифу. Готовность олифы проверяли с помощью куриного пера: если брошенное в олифу перо сворачивалось – олифа готова. Смешивали с ней глиняную охру и красили полы. В окрестностях села Ломы можно найти желтую, синюю охру.

Посуду и кирпичи делали сами. Добывали глину, долго её отмывали в бочке, сушили. На гончарном круге лепили крынки, горшки, тарелки. Посуду и кирпичи обжигали в русской печке. Обожженную посуду обмакивали в жидкое тесто (бурдук), вновь обжигали, уголь отскребали – получались крепкие блестящие горшки. Из берёсты делали туески, чумашки, из дерева вырезали ложки.

„Если уж по уму да по совести и чести – спаситель наш – огород! Тут и голову ломать незачем, - писал В.Астафьев. – В огороде же том самоглавнейший спаситель – скромное, многотерпеливое существо... – картошка!“

В Забайкалье крестьяне использовали не только клубни, но и ботву. Её рубили в кадочке, пересыпали зерноотходами, заливали водой, а закисшим пойлом кормили свиней. В голодные годы бывали случаи, когда картофельную ботву добавляли в суп и ели сами. Осенью ботву (лешину) не сжигали, а сушили и использовали на подстилку скотине.

---Читать дальше---

 

 

Летопись села Ералга


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕЛА

 

Село Ералга расположено на правом берегу реки Шилка в 35 км к северо-востоку от города Сретенска и в 375 км от города Читы.

 

Название села и год образования села неизвестно. Село Ералга входило в состав Фирсовского сельского Совета.

В 1986 году с. Ералга решением Читинского облисполкома от 17.07.1986 года передано в состав Молодовского сельского Совета.

В 1928 году была построена начальная школа. Со слов старожилов известно, что в тридцатых, сороковых годах был образован колхоз «им. Погодаева». При колхозе имелась дойная ферма, свиноферма, на полях сеяли овощи. Разводили лошадей. Также выращивали зерновые культуры. Выращенную продукцию на лодках доставляли в город Сретенск и продавали.

В 1958 году образовался совхоз «Ломовской» который стал центральной усадьбой.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. много наших земляков ушло на фронт защищать Родину, но не все вернулись. Пока мужчины воевали на фронте, в глубоком тылу работали женщины и подростки. Работали на тракторах и комбайнах сеяли, пахали, работали на сенокосе с утра до ночи. Есть было нечего, люди голодные, но работали. И откуда люди брали столько силы и мужества.

По переписи населения в 1923году в селе Ералга проживало около 200 человек, дворов 50. На сегодняшний день в селе Ералга проживает 40 человек, 15 дворов.

Кадачников Александр Леонтьевич родился в селе Молодовск 15 августа 1930 года. В 1950 году женился на Распоповой Надежде Клементьевне и привез её из Астрахани. Срочную службу проходил в Хабаровском крае. После службы вернулся в родное село и стал работать плотником. Жена работала заведующей сепараторным отделением. В 1962 году переехали в с. Ломы построили свой дом и пошли работать в совхоз «Ломовской». Александр Леонтьевич трактористом, а жена в сепараторный цех. В 1977 году переехали в с. Фирсово там им дали квартиру, работать Александр Леонтьевич пошел скотником на откормочный гурт. Жена занималась воспитанием ребенка. Сына Александра взяли из дома малютки в г. Чите. Своих детей не было. В 1990 году ушел на пенсию и они с женой уехали к ней на родину в Астрахань. Жена стала себя плохо чувствовать и они решили вернуть в родное Забайкалье. В 1991 году переехали и построили новый красивый дом, с. Ералга в котором живет по настоящее время. Жена умерла в 2003 году. В настоящее время Александр Леонтьевич живет с сыном и невесткой. За многолетний и добросовестный труд неоднократно награждался орденами трудового красного знамени и вымпелом «Лучший по профессии». Александр Леонтьевич труженик тыла, ветеран труда. Сегодня ему 81 год, но он продолжает трудиться в своем домашнем хозяйстве.

ФЕДОРОВА ФАИНА ФЕДОРОВНА Федорова Фаина Федоровна родилась 06.09.1954 года в с. Ералга. В настоящее время на пенсии, занимается личным подсобным хозяйством. Фаина Федоровна принимает активное участие в жизни своего родного села.

---Читать дальше---