История
Летопись села Молодовск
Оглавление
1. Историческая справка о истории села.
2. Период коллективизации в селах..
3. История исчезнувшего села Ургуна.
4. Воспоминания старожилов.
5. Участники ВОВ.
6. Почетные жители.
1.Село Молодовск основал «московского списку дворянин Семен Гаврилов сын молодой» до 1719г. (Т.В.Федотова «Словарь топонимов Забайкалья»)
2.По второй версии, село Молодовск имело другое название – «Лоншаково». Название происходит от фамилии основателя села Лоншакова, выходца из Албазина. Село основано в конце 17 века, после заключения в 1689г. Нерчинского договора с Китаем.Молодовск расположен к реке Шилка, в 12 км от ст. Сретенск. До революции село входило в состав Ломовской казачьей станицы, а в 1923г. к Сретенской волости.
В 18в. возле села Лоншаковым были открыты месторождения серейно -свинцовых руд. В 18в. жители села были приписаны к Нерчинским заводам, а в 1851г. перечислены в пешую часть Забайкальского казачьего войска. По данным 1902г. в селе было 112 домов, в которых жило 764 человека. Школы не было.
Во время Гражданской войны на территории села велись боевые действия. Спустя много лет, жители села на своих приусадебных участках находят оружие того времени.
В 1920г. начались бои партизанских сил с белогвардейскими отрядами за Сретенск. Для руководства боями прибыли командующий П.Н.Журавлев. Был тяжело ранен около села Молодовск, увезен в Боты, где и умер. На месте его ранения был установлен памятник. В настоящее время за памятником ухаживают учащиеся Молодовской школы.
По переписи 1923г. в Молодовске // учитывая вместе с выселком Ургуна /, в переводе с эвенкийского языка «Ургун»- широкий//, было 202 жилых дома, с населением 1227 человек, ( 614 мужчин, 613 женщин). Всего грамотных было311 человек / 256 мужчин и 55 женщин/. В селе было 19 батраков. Один житель села работал на золотом прииске. Жители имели лошадей – 859, крупно - рогатого скота – 808, овец – 518, коз – 197, свиней – 268. Всего – 2650 голов. Засевали различные виды сельскохозяйственных культур: гречихи – 30 десятин, конопли -2д., трав – 4д., ржи – 254д., пшеницы – 346д., овса – 59, сенокосов – 567д., из них 16д. на правах аренды. Инвентаря было: сох - 9, плугов – 17, борон - 283, сеялок – 3, жнеек- 30.
Что можно вспомнить через столь длительный промежуток времени после того, как началась сплошная коллективизация по всей стране? А вспомнить есть что. Вспоминают супруги Чернецкие – Константин Евгеньевич, Екатерина Селиверстовна, оба с 1911г. - Раскулачивание коснулась и нашего села, кулаков было мало, вспоминает Константин Евгеньевич. Хорошо помню фамилии этих людей
ИГНАТОВ ФИЛИПП НИКОЛАЕВИЧ – хозяйство было большое, разный крупный и мелкий скот, своя земля, хороший дом, его раскулачили и сослали.
СУДАКОВ ИВАН АНДРОНОВИЧ – хозяйство имел большое, а батраков не было, со всем управлялись семьей, раскулачили, но оставили в селе.
ТОНКИХ ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, ИГНАТОВ МИХАЙЛ ИОНОВИЧ – имели большие хозяйства и батраков, были раскулачены.
ТОНКИХ ПРОКОПИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – хозяйство у него было большое, как и все был раскулачен, но оставлен в селе.
покончили с кулаками в сельской местности, все стали равны.
Через 60 с лишним лет нас настраивают на то, что коллективизация – это перегиб в политике Сталина. Анализ исторических дней показывает, что это был крупнейший перегиб. Что же представлял кулак в нашей местности?
Семья кулака имела добротно-отстроенный дом, голов 10 крупнорогатого скота, мелкий скот, свиньи, земля. И еще семья кулака умела в высшей степени работать на себя, производить для себя блага, с которыми можно было жить и не думать о завтрашнем дне. Этого работягу лишали всего нажитого, ссылали, часто с отрывом от семьи.
Трудно представить, что в таких условиях люди не могли не озлобиться, не пустить «красного петуха», а еще страшнее пулю. Думая, что в тонкостях этого периода историки разберутся, а мы расскажем со слов свидетелей того периода, как проходило коллективизация в селах Молодовск, Ургуна, Фарково.
--Читать дальше--
Летопись села Ломы
Географическое положение. Основание села.
Село Ломы расположено на левом берегу реки Шилка в 30 км к северо-востоку от города Сретенска и в 370 км от города Читы.
Название села произошло от эвенкийского слова «лом» - мох хорошего качества: очевидно, когда-то здесь было кочевье или улус эвенков, а в окрестностях села есть места, где мох толщиной почти по колено. По селу протекают две речки – Боктусиха и Ключовка.
С западной стороны села возвышается отвесная скала – Ломовской Бычок, про который в энциклопедии Брокгауза и Ефрона говорится: «Ломовский Бычок - скалистый утес в правом берегу реки Шилки Забайкальской обл. Опасен в бурное время для судов и плотов».
Село основано в XVIII веке крестьянами, приписанными к Нерчинским заводам, одним из первых после Сретенского острога.
В 1851 году после утверждения положения «О Забайкальском казачьем войске» село Ломы становится центром Ломовской станицы, и здесь разместился штаб 12-ого казачьего батальона. Казаки жили дома, занимаясь хозяйством, но в случае надобности могли быть призваны на службу.
Ежегодно после уборки урожая проводились осенние сборы, когда казаки учились владеть оружием.
Летом 1891 года в уездном городе Сретенске побывал будущий император Николай II. 13 июня пароход, на котором путешествовал цесаревич, тронулся от станицы Ломовской вверх по реке Шилке. В Сретенске после торжественной встречи наследника престола было устроено состязание по стрельбе. В числе первых трёх победителей, получивших в качестве награды серебряные часы, были Ломовской станицы казак Тимофей Литвинцев и старший урядник Никон Пестерев. (Чащин А. Сретенск. Страницы истории. – Чита: Экспресс-издательство, 2009, стр. 20)
В 1904 году ломовской казак Мамонтов Сергей Николаевич стал Георгиевским кавалером:
Казак был очень толковый,
Георгиевский кавалер первый.
А было это в Китае.
Скакал он с пакетом однажды
И видит: наши артиллеристы
Отбиваются от японцев отважно.
Но оружейной пальбы не слышно,
И гром орудийный не слышен.
Бьются солдаты штыком и прикладом -
Знать, огнезапас вышел.
Развернул казак Гнедого - и "С богом...",-
Выхватив шашку, поскакал к бастиону.
Он рубил японцев шашкой
И топтал их конем с разгона.
Так, дважды проскакав вокруг заставы,
Он перелетел через бруствер.
А там в бинтах кровавых
Лежал командир артиллеристов русских.
Взяв на руки офицера быстро,
Казак положил его перед собою
И, вылетев обратно как выстрел,
Помчался в лазарет за горою.
И сразу же в бой поскакали сотни,
И засверкали клинки в небе синем.
Казачьи потомки, всегда будем помнить
О славных сынах России.
По данным на 1902 год в селе было 93 жилых дома, в которых жили 634 человека казачьего сословия. В селе было двухклассное министерское училище, станичное правление и станичный цейхгауз, церковь Иоанна Предтечи.
Через село проходил тракт: летом – по берегу Шилки, зимой – по ледовой дороге. Село лежало на Екатерининском тракте, на пути к известной на всю страну Карийской каторге. В верхней части села, там, где река делает крутой изгиб вправо, огибая Ломовской бычок, дорога проходила по высеченной в скале тропе шириной с конскую телегу. Политзаключённые, нарушители законов, «бунтовщики и мятежники», закованные в кандалы, конвоируемые солдатами, останавливались на ночлег в заезжем доме богача Морозова, который давал коней почтовой службе, держал кабак, по договорённости с властями принимал на отдых заключённых. Местным жителям разрешалось в день прихода этапа приносить продукты для арестантов. Заранее узнав, что скоро они прибудут в село, женщины специально пекли хлеб, шаньги, готовили творог, сметану, масло.
II. Культура и быт казачества
В Забайкалье жили большими семьями. Часто такие семьи ставили пятистенные дома. Около избы любили сажать черёмухи. Во дворе дома было много хозяйственных построек: амбар для зерна (иногда двухэтажный: внизу хранили инвентарь, вверху – зерно); зимовьё, где зимой держали ягнят, куриц, телят; стая для коров, коз; баня, топившаяся по-чёрному; двор для лошадей, сенник, погреб. Свиней держали в землянке. Телят летом пасли на огороженном пастбище-телятнике.
В избе на окнах зеленели комнатные цветы: герань, ночная красавица, вьюнчики. Кровати застилали летом шерстяными покрывалами, сотканными на кроснах. Зимой укрывались овчинными одеялами. Те, кто жил бедно, спали на полу на потниках, которые делали из некачественной шерсти: раскладывали шерсть на полу, поливали её водой, накручивали на палку и раскатывали по полу.
Из семян жабрея варили олифу. Готовность олифы проверяли с помощью куриного пера: если брошенное в олифу перо сворачивалось – олифа готова. Смешивали с ней глиняную охру и красили полы. В окрестностях села Ломы можно найти желтую, синюю охру.
Посуду и кирпичи делали сами. Добывали глину, долго её отмывали в бочке, сушили. На гончарном круге лепили крынки, горшки, тарелки. Посуду и кирпичи обжигали в русской печке. Обожженную посуду обмакивали в жидкое тесто (бурдук), вновь обжигали, уголь отскребали – получались крепкие блестящие горшки. Из берёсты делали туески, чумашки, из дерева вырезали ложки.
„Если уж по уму да по совести и чести – спаситель наш – огород! Тут и голову ломать незачем, - писал В.Астафьев. – В огороде же том самоглавнейший спаситель – скромное, многотерпеливое существо... – картошка!“
В Забайкалье крестьяне использовали не только клубни, но и ботву. Её рубили в кадочке, пересыпали зерноотходами, заливали водой, а закисшим пойлом кормили свиней. В голодные годы бывали случаи, когда картофельную ботву добавляли в суп и ели сами. Осенью ботву (лешину) не сжигали, а сушили и использовали на подстилку скотине.
Летопись села Ералга
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕЛА
Село Ералга расположено на правом берегу реки Шилка в 35 км к северо-востоку от города Сретенска и в 375 км от города Читы.
Название села и год образования села неизвестно. Село Ералга входило в состав Фирсовского сельского Совета.
В 1986 году с. Ералга решением Читинского облисполкома от 17.07.1986 года передано в состав Молодовского сельского Совета.
В 1928 году была построена начальная школа. Со слов старожилов известно, что в тридцатых, сороковых годах был образован колхоз «им. Погодаева». При колхозе имелась дойная ферма, свиноферма, на полях сеяли овощи. Разводили лошадей. Также выращивали зерновые культуры. Выращенную продукцию на лодках доставляли в город Сретенск и продавали.
В 1958 году образовался совхоз «Ломовской» который стал центральной усадьбой.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. много наших земляков ушло на фронт защищать Родину, но не все вернулись. Пока мужчины воевали на фронте, в глубоком тылу работали женщины и подростки. Работали на тракторах и комбайнах сеяли, пахали, работали на сенокосе с утра до ночи. Есть было нечего, люди голодные, но работали. И откуда люди брали столько силы и мужества.
По переписи населения в 1923году в селе Ералга проживало около 200 человек, дворов 50. На сегодняшний день в селе Ералга проживает 40 человек, 15 дворов.
Кадачников Александр Леонтьевич родился в селе Молодовск 15 августа 1930 года. В 1950 году женился на Распоповой Надежде Клементьевне и привез её из Астрахани. Срочную службу проходил в Хабаровском крае. После службы вернулся в родное село и стал работать плотником. Жена работала заведующей сепараторным отделением. В 1962 году переехали в с. Ломы построили свой дом и пошли работать в совхоз «Ломовской». Александр Леонтьевич трактористом, а жена в сепараторный цех. В 1977 году переехали в с. Фирсово там им дали квартиру, работать Александр Леонтьевич пошел скотником на откормочный гурт. Жена занималась воспитанием ребенка. Сына Александра взяли из дома малютки в г. Чите. Своих детей не было. В 1990 году ушел на пенсию и они с женой уехали к ней на родину в Астрахань. Жена стала себя плохо чувствовать и они решили вернуть в родное Забайкалье. В 1991 году переехали и построили новый красивый дом, с. Ералга в котором живет по настоящее время. Жена умерла в 2003 году. В настоящее время Александр Леонтьевич живет с сыном и невесткой. За многолетний и добросовестный труд неоднократно награждался орденами трудового красного знамени и вымпелом «Лучший по профессии». Александр Леонтьевич труженик тыла, ветеран труда. Сегодня ему 81 год, но он продолжает трудиться в своем домашнем хозяйстве.
ФЕДОРОВА ФАИНА ФЕДОРОВНА Федорова Фаина Федоровна родилась 06.09.1954 года в с. Ералга. В настоящее время на пенсии, занимается личным подсобным хозяйством. Фаина Федоровна принимает активное участие в жизни своего родного села.